Первоначальный этап развития инвестиционных институтов (с января 1903 года по октябрь 1993 года) характеризовался отсутствием интенсивной рекламы финансовых структур в средствах массовой информации. Основная цель информационного воздействия в этот период состояла в создании благоприятного образа финансовой компании в глазах потенциальных инвесторов. При этом использовались разнообразные приемы, среди которых:
Предложение разнообразных и выгодных финансовых инструментов для частного инвестирования. Особенностью мошеннических компаний являлось предложение "новых", незнакомых инвестору финансовых услуг, обеспечивающих необычно высокую доходность и надежность (например, селенг ("РДС")).
Неукоснительное выполнение обязательств, связанных с выплатой дохода и возвратом инвестированных средств с целью формирования у инвестора заключения о честности и респектабельности компании.
Этот элемент является одним из важнейших. Инвестор (например, вкладчик), вложив небольшую сумму на незначительный срок и получив ее обратно с обещанным доходом, постепенно убеждался в платежеспособности компании. В дальнейшем он постепенно увеличивал суммы вкладов и сроки вложения. В итоге информация о выгодности инвестиций и надежности компании распространялась среди потенциальных инвесторов, побуждая их принять участие в финансовых операциях.
Создание эффектной легенды капиталовложений. Основной целью данного приема являлось создание иллюзии глубокой продуманности и научной обоснованности инвестиционной политики компании.
Например, легенда капиталовложений мошеннической финансовой компании "Л.Е.Н.И.Н." (аббревиатура слов Лизинговое Единое Национальное Инвестирование) была такова: компания использует по лизингу оборудование на одном из оборонных заводов в районе Урала и изготавливает запчасти к бывшей советской военной технике, находящейся в странах третьего мира. Проверить подобную легенду обычному вкладчику крайне затруднительно.
Высокий уровень сервиса. Крупные финансовые компании отличала хорошая организация обслуживания клиентов, вежливость и предусмотрительность персонала.
Эффектное оформление и удобное расположение офиса и филиалов компании.
На этапе бурного развития структур частного инвестирования (с ноября 1993 г. по август 1994 г.) применялись следующие приемы:
- интенсивное рекламирование финансовых структур в средствах массовой информации, от производства видеоклипов до расклейки рекламных плакатов в огромном количестве и посылке по почте рекламных листовок;
- демонстрация подложных документов компании в условиях отсутствия должного контроля со стороны правоохранительных органов;
- создание иллюзии защищенности инвестиций за счет организации многочисленных страховых компаний, которые, однако, оказывались неплатежеспособными;
- разработка эффектно выглядевших инвестиционных проектов и бизнес-планов.
Основным инструментом в период кризиса и ликвидации финансовых пирамид, переноса их активности в российские регионы являлась агрессивная реклама в средствах массовой информации. К участию в рекламе приглашались известные всей стране артисты. Рекламные ролики делались адресно для каждой группы населения страны (военнослужащих, молодежи, пенсионеров и т.д.). Компания "РДС" давала рекламу по телевидению даже на различных языках жителей стран СНГ (украинский, киргизский и т.д.).
Более 20 финансовых компаний представляли собой организации общероссийского масштаба. Они имеют сложную структуру учредительских и управленческих связей, облегчающих возможности сокрытия доходов и затрудняющих контроль за их деятельностью и процесс расследования. В качестве примера рассмотрим структуру одной из крупнейших мошеннических финансовых компаний "Хопер-инвест".
Расследование деятельности сложных структур, подобных "Хопру", крайне трудоемко. Дела этой категории отличаются большим объемом следственных действий. Например, только для расследования дела в отношении учредителя АОЗТ "Брокерское агентство крестьянского ипотечного банка" В. Воложанина из Челябинской области (установлены почти 15,5 тыс. потерпевших, ущерб превысил 78 млн рублей) была создана группа из 24 следователей и 6 оперативников. В частности, для получения полной картины преступления следственные поручения направлялись в Австрию, Англию, Германию, Южную Корею. Объем уголовного дела составляет 600 томов, по делу проходят пять обвиняемых, трое из них содержатся под стражей.
http://newasp.omskreg.ru/bekryash/ch9p5.htm |